Художник Ютта Кётер
15.12.2019Ютта Кётер представляет в галерее Рины Сполингс в Нью-Йорке выставку «Свет внутри», в которой смысловым центром живописи становятся перформанс и инсталляция: влияние сетевых структур не обходит стороной даже такой традиционный медиум, как живопись, и распространяется среди художников Европы и США.
Немецкий художник Мартин Киппенбергер ( 1953-1997), со свойственной ему экстравагантностью сравнив картины с макаронами в интервью 1990-1991 годов, обозначил важнейшую со времен шелкографий Уорхола проблему живописи: «Просто повесить картину на стену и назвать это искусством — глупо. Важна вся сеть! Даже спагетти. < ...> Говоря "искусство", вы подразумеваете и все остальное. В галерее это и пол, и архитектура, и цвет стен». В работах Киппенбергера, среди которых — живопись, скульптура и множество гибридных практик, границы отдельного объекта всякий раз повергались сомнению. Уже в своем первом живописном проекте 1976-1977 годов «Один из вас, немец во Флоренции» Киппенбергер перенес фокус внимания с единичных произведений, наскоро создав сотню холстов одинакового размера, воспроизводящих в гризайли моментальные снимки или вырезки из газет. Он хотел сделать столько картин, чтобы, сложенные штабелем, они достигали его собственного роста. Живопись, таким образом, включалась в сетевые отношения нескольких типов: каждое отдельное полотно принадлежало своему «семейству»; все они тяготели к нестабильному состоянию фотографической информации, отсылая то к личному снимку, то к журналистскому документу, но в то же время их интересовал реальный заработок в интернете. Объем серии был индексально обусловлен физическими характеристиками (ростом) самого художника и его повседневными занятиями, на что указывал выбор мотивов, которые могли бы быть зафиксированы всяким любознательным, хотя и чудаковатым немцем, оказавшимся во Флоренции.
Если принять слова Киппенбергера на веру, возникает важный вопрос: каким образом живопись может вобрать в себя все множество сетевых отношений, в которые она вписана? Эта проблема конца ХХ века, обострившаяся в начале XXI века с широчайшим распространением цифровых сетей, продолжает череду модернистских испытаний, выпавших на долю живописи. В начале прошлого века кубизм подошел к крайним пределам представления о связном живописном знаке, продемонстрировав минимальные условия визуальной связности. Жестуальная абстракция середины ХХ века, характерным воплощением которой был абстрактный экспрессионизм, подняла вопрос о том, как репрезентация может достичь статуса чистой материи — обычной краски, нанесенной на холст. И наконец, на протяжении шестидесятых годов художники поп-арта и близких направлений в США и Европе использовали ряд фотомеханических техник (к которым позднее добавились видео и цифровая фотография), чтобы исследовать отношения между живописным изображением и механической репродукцией. Ни один из этих вопросов, предопределивших историю искусства ХХ века, не существует отдельно от другого и не теряет актуальности; происходит лишь смещение акцентов, в результате чего прежние эстетические вызовы или проблемы переформулируются посредством новых.
Новинки!
Подробнее...